ЖЖ http://nayka-live.livejournal.com/

В Контакте http://vk.com/club41316192

Богатство Древнего Коринфа определялось его географическим положением, узким перешейком, связывающим Сароничсский и Коринфский заливы.

Транспортировка судов через перешеек еще до прокладки канала обеспе­чивала их скорейшее перемещение из восточного Средизем­номорья в Адриатику и Италию. Известный со времен неолита, в 146 г. до н.э. город был разрушен до основания римлянами и заново отстроен ими же через 100 лет. Благо­даря покровительству римских императоров население города вскоре достигло 750 тыс. человек. Жители Коринфа вели распущенный образ жизни, за что св. Павел заклеймил их во время пребывания здесь в 52 г.

Раскопки позволили установить колоссальные размеры этого города, разрушен­ного в результате землетрясений в византийское время. 

ДРЕВНИЙ  КОРИНФ 

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК И МУЗЕЙ

 

 Местоположение, предыстория и история

Первое поселение на территории древнего города относится ко временам неолита (5000-3000 гг. до н.э.)  Древнейшие поселенцы избрали местом своего обитания возвышенную террасу, находящуюся на восточных отрогах каменистого массива Акрокоринфа (высота 575 м над уровнем моря) и отстоящую от моря на расстоянии около 2-3 км, поскольку она имела в изобилии воду, господствовала над окружающей местностью, с нее можно было осуществлять контроль за плодородной равниной и довольно легко отражать вражеские вторжения. Выбор места был абсолютно удачным, о чем свидетельствует и тот факт, что город продолжал существовать на том же месте и в средние века. Кроме упомянутых выше преимуществ, город мог та же контролировать сухопутное сообщение между Пелопоннесом и собственно Грецией, а также морские пути, чему способство­вала узкая полоса земли - Истм, разделявшая Саронический и Коринфский заливы.

Занимающему столь выгодное положение Коринфу было суждено сыграть значительную роль в истории, достигнув, особенно в архаическую эпоху, значительного богатства и могущества.

Неолитическое поселение существовало на протяжении приблизительно двух тысяч лет. К настоящему времени обнаружены остатки жилищ и главным образом керамические  орудия, а также незначительное количество каменных орудий и статуэтки. Переход от неолитической эпохи к эпохе ранней бронзы (около 2800 г. до h.э.) произошел незаметно. Теперь одновременно с каменными стали использоваться и бронзовые орудия и оружие. В начале II тысячелетия до h.э. поселение; было разрушено вследствие неизвестных причин, что случилось и со многими другими доисторическими поселениями в ту же эпоху. В последующие эпохи - среднеэлладскую, а также позднеэлладскую или микенскую поселение на территории Коринфа приходит в упадок.  Однако в той же области продолжают существовать другие, менее крупные поселения, как, например, у современного Кораку близ Лелея.

Первые следы поселения исторического времени датируются временем около 1000 года до н.э. Оно находилось приблизительно на том же месте, где и доисторические поселения, - на отрогах Акрокоринфа. О преимуществах этого местоположения было уже сказало выше. В этот ранний период Коринф находится в зависимости от Аргоса, как явствует и из . сообщений "Илиады". Однако с VIII века до н. э. в Коринфе наблюдается значительный расцвет, явившийся следствием его политической и экономической независимости. Этот ранний расцвет связан также с колонизацией Керкиры (734 год до н.э.) и Сиракуз (733 год до н.э.), а также с традицией о могущественнейшем роде Бакхиадов, которому принадлежала власть с 747 года до н.э. Основание колоний оказало крайне благоприятное воздействие на развитие торговли. Коринфские триеры, появляющиеся впервые в эту эпоху (их изобретателем считается Аменоклей из рода Бакхиадов) плавают по всему Средиземному морю, доставляя на чужеземные рынки не . знавшую тогда равной коринфскую керамику, славившуюся тонкой линией формы и рисунков, а также- живостью изображений.

Поступательное  развитие города продолжается, достигнув своей высочайшей вершины в годы Кипсела, который в 657 году до н.э. принял в свои руки власть от Бакхиадов и стал править как тиран, и особенно во времена его сына и  преемника Периандра. Возникают новые рынки, производство местной керамики и прочих изделий увеличивается. Частые контакты  с  Востоком  оказывают  сильное  влияние   на изобразительное искусство и обогащают его репертуар образами демонов, фантастических животных и растений.

В Ионическом море возникают новые колонии, в которых тоже ощущается благополучие метрополии. В 582 году до н.э. учреждаются Истмийские игры всегреческие состязания в честь Посейдона, почитавшегося рядом на Истме.

Незадолго до 480 года до н.э. тирания Кипселидов уступает местоолигархии, господство которой продолжается столь же успешно, оказывая поддержку ремеслу и торговле, в результате чего в городе накапливатся еще больше богатств.

Однако здесь мы подошли к периоду греко-персидских войн, явившихся разграничительным рубежом для расцвета Афин и упадка Коринфа. Эти два города стали противниками.

Конкуренция в торговле и захвате иноземных рынков привела к окончательному возобладанию Афин.

Во время Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) эти города сражались в противоборствующих станах. Несмотря на поражение Афин, нанесенное Спартой, Коринф не оказался в существенном выигрыше. Последовавшая вслед за этим Коринфская война (395 387 гг. до н.э.) истощила Коринф, что было на пользу Фивам. Однако во времена македонского господства Коринф вновь собирается с силами и вторично становится центром торговли. В качестве члена Ахейского Союза (после 243 года до н.э.), а затем и его столицы с 200 года до н.э. город обретает и политическую мощь. Однако за возрастанием его могущества не могли равнодушно наблюдать римляне, которые после победы, одержанной в 146 году до н.э. полководцем Муммием, полностью разрушают Коринф. Город подвергся дикому разграблению, жители его были перебиты или проданы в рабство, а произведения искусства вывезены в Рим. До 44 года до н.э. (время Юлия Цезаря), когда Коринф начинает заселятся вновь, то есть в течение целого века, здесь не было ничего, кроме опустошенного, пустынного города. Заново основанная римская колония, население которой составляли вольноотпущенники - возможно, потомки изгнанных коринфян и италики, - в скором времени стала привлекать к себе многочисленных чужеземцев, в том числе и евреев. Город стал резиденцией римского проконсула Ахайи и вскоре превратился в новый политический центр. Уже в 51-52 годах н.э. его посещает апостол Павел.

Во времена императора Веспасиана город потрясло мощное землетрясение. Император Адриан соорудил большой акведук, чтобы провести воду из дальних источников Стимфалийского озера, и построил термы. Прославившийся своими сооружениями в Афинах и других частях Греции Герод Аттик Марафонский украсил различными постройками и Коринф.

В 267 году н.э. Коринф подвергается нашествию герулов. За разрушительным землетрясением 375 года н.э. следуют нашествие готов Алариха и сожжение города.

Городу удалось выжить и после этих разрушений вплоть до времен Юстиниана, когда мощное землетрясение 521 года до н.э. снова прерывает его развитие. Тем не менее, город продолжает существовать еще в течение целого ряда веков. И в XI веке появляются признаки нового расцвета, причем городу удалось выдержать грабительское нашествие норманов.

 РАСКОПКИ

 

Открытиями ранних раскопок Пыли поселение Керамы, святилище Асклепия с  ближним источником Лерна и северный некрополь на равнине. На территории собственно Агоры были обнаружены ораторское Возвышение (Rostrum), ряд мастерских, южный портик и целый комплекс небольших храмов и других зданий.

Под развалинами римского времени обнаружены более древние остатки города классической эпохи, фундаменты домов и мастерских, некрополь архаического времени, стартовая линия ипподрома и пр.

На более обширной территории в районе Коринфа работали время от времени греческие археологи такие, как Д.Паллас, раскопавший раннехристианскую базилику в Лехее, и покойный Н.Верделис, открывший часть Диолка (Волока) на Истме.

Следует также отметить, что Коринф, описанный Павсанием и снова возвращенный на свет благодаря раскопкам, - это заново заселенная римская колония, а не ранний греческий город, от которого обнаружены только следы в более глубоких слоях под постройками римского времени.

Во времена Римской империи Коринф являлся столицей провинции Ахайя и, возможно, самым значительным городом Греции. В средние века, несмотря на нашествия варваров и разрушения, ему удалось сохранить свое величие.

Важнейшие памятники

Памятники, которые мы кратко опишем здесь, находятся в самой центральной части древнего города. К их числу относятся Агора, наиболее крупные и значительные святилища, различные общественные здания и ряд мастерских. Это был торговый и в то же время религиозный центр Коринфа. Город был окружен крепостными стенами. Пространный круг крепостных укреплений включал также Акрокоринф, являвшийся акрополем .

 

Следы античных укреплений сохранились только в отдельных частях. Крепость является средневековой: она была построена византийцами поверх античных стен и видоизменена в результате сменявших друг друга восстановительных работ, производившихся франками (крестоносцами), турками и главным образом венецианцами. В северо-западной части Акрокоринфа обнаружены скудные остатки небольшого святилища Афродиты, тогда как остатки других сооружений, относящихся к более поздним временам, сохранились лучше. К северу от круга городских стен два ряда укреплений (Длинные стены) доходят до моря у Лехея  - гавани города, где находилось святилище Посейдона и Афродиты и где сохранились остатки большой раннехристианской базилики. Второй, более отдаленной гаванью были расположенные к востоку от города Кенхреи, где апостол Павел взошел на корабль и отправился в Эфес:. В результате раскопок в Кенхреях обнаружен значитель­ный комплекс сооружений римского времени (часть  его принадлежит святилищу Исиды), а также портовые постройки. Часть построек оказалась в настоящее время затопленной морем.

 

Однако возвратимся в центр города,  на основную археологическую территорию.

 

Возвышающийся на скалистом холме храм Аполлона занимает господствующее положение. В римскую эпоху северная и восточная части холма были срезаны и на более низком уровне построены базилика и сооружения Агоры. Таким образом, оставшийся наверху храм, стал еще более впечатляющим. Это дорийский периптерный храм, с 6 колоннами на узких и  15 на широких сторонах. В настоящее время на первоначальном месте сохранилось только семь из них. Это монолитные колонны, тяжелые пропорции и подчеркнуто сжатые капители которых указывают на то, что созданы они в середине VI века до н.э. (550 г. до н.э.). Колонны покрыты штукатуркой, скрывающей неровности мягкого известняка. Целла храма состояла из двух частей и была окружена двойной внутренней колоннадой. По две колонны   в антах находились в пронаосе и в опистодоме.

 

Несколько севернее храма на территории его священного теменоса обнаружены остатки более раннего храма VII века до н.э.

Сразу же к северу от теменоса Аполлона можно видеть ряд из 13 помещений - мастерских, являвшихся частью большого прямоугольного сооружения с прямоугольным внутренним открытым двором, окруженным портиками. Это Северная Римская Агора (Форум), уцелевшая после разгрома, учиненного Аларихом, и вновь использовавшаяся в византийские времена. Приблизительно на том же месте в классическую эпоху находился протяженный портик, очевидно, использовавшийся в качестве Гимнасия. Западнее должно находиться Святилище Афины Халинитиды (Налагающей Узду), о котором упоминает Павсаний.

 

 

Непосредственно к югу от теменоса Аполлона простирается большая центральная Агора Коринфа, обрамленная с севера и с: юга рядом мастерских и стоящих за:: ними портиков. Шесть стоящих друг подле друга римских  храмов образуют ее западную границу, а с востока агору замыкает "Юлиева Базилика " времен Августа. Свой известный в настоящее время вид и размеры Агора приобрела уже в IV веке до н.э., когда был сооружен Южный Портик колоссальных размеров. Он располагал 74 дорийскими колоннами на фасаде и 34 ионийскими внутри. Вдоль его северной стороны (западная половина) находится ряд комнат с колодцами. Возможно, это были таверны или помещения для проживания и развлечений представителей греческих городов, прибывавший на Всегреческий конгресс, созванный Филиппом после битвы при Херонее (338 год до н.э.) и собиравшийся затем Александром.

Арочное строение, находящееся приблизительно посредине южной стены портика, являлось булевтерием (советом) римского сената. Рядом проходила дорога на Кенхреи. Сооружение  к югу от Портика - так называемая Южная Базилика I века н.э. Она состоит из крипто-портика, окружающего внутренний двор. Вход в нее находился на северной стороне, располагал мраморной лестницей и был украшен множеством статуй, в том числе и статуями римских императоров.

Весь описанный выше комплекс: Южного Портика находится на более высоком уровне над территорией собственно Агоры. Эти два уровня отделены друг от друга опорной стеной. Перед этой стеной был построен ряд мастерских, обращенных фасадами на север. Приблизительно посредине мастерских находится ораторскоеВозвышение. На него поднимались римский наместник и другие официальные лица, державшие речь перед народом. Сюда же поднимался и апостол Павел, защищая самого себя и христианскую религию пред лицом римского консула Галлия. По обе стороны Возвышения находятся залы ожидания и ступени, ведущие на Верхнюю Агору.

Северо-западная сторона ограничена, как было уже сказано, 15 стоящими в ряд мастерскими , центральная из которых была более крупной. Перед мастерскими находилась колоннада из 25 или 28 коринфских колон.

За мастерскими, под круто обрывающейся скалой храма Аполлона простирается эллинистический портик, который существовал до мастерских и располагал дорийскими колоннами на фасаде и ионийскими внутри.

Мы приходим в северо-восточную часть Агоры и останавливаемся надорога к Лехею . Она покрыта крупными известняковыми плитами из каменоломень Акрокоринфа и располагает на отдельных участках ступенями. Дорога обрамлена колоннадами и различного рода посвятительными дарами и оканчивается со стороны Агорымонументальным предвратием в виде триумфальной арки. В таком виде эта дорога служила до X века.

На восточной стороне дороги можно видеть развалины больших Терм эпохи Римской империи с цистерной, системой парового подогрева и остатками мозаичного пола. Изначальное сооружение датируется II веком н.э. и отождествляется с Термами Эвриклея , которые Павсаний восхваляет как самые замечательные в Коринфе.

Южнее находятся общественные туалеты более позднего римского времени, за которыми следует ряд великолепно сохранившихся мастерских. Приблизительно под центральной из них находятся фундаменты небольшого храма IV века до н.э.

Сразу же к востоку от мастерских можно видеть остатки прямоугольного участка, который, согласно Павсанию, должен являться участком Аполлона I века н.э. Внутренний двор был окружен ионийскими колоннами. Сразу же к югу от участка находится фонтан Пирена , перестраивавшийся неоднократно вплоть до византийской эпохи. Во времена Герода Аттика фасад фонтана располагал двухэтажной монументальной конструкцией.

 

 

 

Вдоль западной стороны дороги к Лехею при движении с севера на юг находятся следующие сооружения:

Полукруглое здание , заменившее собой в IV веке н.э. более раннюю римскую агору, и сразу к югу от него - так называемая Северная Базилика , которая заменила собой более древнюю базилику I века до н.э. В более глубоких слоях обнаружены остатки греческой Агоры V века, до н.э. У южной узкой стороны базилики находился прямо угольный двор с монументальным двухэтажным фасадом, обращенным в сторону Агоры и украшенным статуями пленных варваров, по причине чего он и получил название Фасад пленников .

Остается кратко познакомиться с сооружениями, находившимися на западной стороне Агоры. Ряд храмов ( № 12, 11, 9, 8, 7 и 6) был основан в I II веках н.э. Храм J (№ 9) был посвящен Гераклу, храм Н ( № 8) - императору Коммоду, а храм F - возможно, Афродите. Круглый памятник рядом с храмом 11 - Памятник Баббия (№ 10), то есть римлянина Гнея Баббия Филина, который тот поставил, когда был одним из двух правителей (duovir) Коринфа. Он же, возможно, позаботился и о сооружении юго-восточного здания (к югу от Юлиевой Базилики), которое являлось городским архивом или Табулярием.

Позади, к западу от храмов находится ряд мастерских, опять таки стоящих двумя группами по шесть в каждой, с колоннадами спереди, построенных в I веке до н.э. Мастерские разделены на две группы большой лестницей, ведущей на террасу Храма Е (№ 28), который, очевидно, следует отождествлять с храмом Октавии, о котором упоминает Павсаний, или с Капитолием. Благодаря своим размерам и местоположению, Храм доминировал над Агорой . Храм имел 6 коринфских колон но узким сторонам и 12 по широким. Непосредственно к северо-востоку от Храма L находится Музеи, на некоторых из наиболее значительных экспонатах которого мы остановимся ниже. К северу от Музея находятся развалины Храма С ( № 13), окруженного с трех сторон колоннадами. На восточной стороне участка находилось предвратие с четырьмя дорийскими колоннами, обращенное к дороге на Сикион. Храм С, возможно, был посвящен культу Геры Акреи (Вершинной), возникшему во времена Римской империи. Стена, находившаяся за западной колоннадой участка и храма, соединяется с фонтаном Главки (№ 14), который высечен в естественной скале, выступающий кубическим объемом. Фонтан состоит из четырех больших резервуаров и трех малых на западной стороне. Перед резервуарами когда-то находился портик с: тремя небольшими колоннами, поддерживавшими тяжелый каменный потолок. Резервуары были покрыты твердым водонепроницаемым раствором. Вода в фонтан Главки подавалась по водопроводу из источника на отрогах Акрокоринфа.

Согласно сохраненному Павсанием преданию, источник был назван именем дочери Креонта Главки - второй жены Ясона, которая бросилась в его воды, ища избавления от пламени отравленного хитона, который послала ей в качестве свадебного подарка Медея.

 

На небольшом расстоянии к северо-западу от источника Главки находится Одеон (№ 15) - типичный римский театр с чашей, полукруглой орхестрой и сценой. Чаша с сидениями, вмещавшая около 3.000 зрителей, высечена в естественном пологом склоне. Верхняя часть чаши не сохранилась, равно как и второй и третий этажи сценической конструкции. Одеон построен в конце I века н.э. Во второй половинеII века н.э., около 175 года н.э., за счет Герода Аттика в Одеоне произведены капитальный ремонт и реконструкция. Тогда же построен и большой периcтилий между Одеоном и Театром ( № 16). Спустя около пятидесяти лет после ремонта, произведенного Геродом Аттиком, вcя внутренняя часть Одеона была уничтожена пожаром. Не пострадавшими остались только периcтилий и северная часть сцены. Позднее, в 225 году н.э. Одеон был снова реконструирован и приспособлен для гладиаторских боев и травли диких зверей. Часть Одеона (сцена и перистилий) была разрушена, возможно, в результате землетрясения 375 года н.э. и наскоро восстановлена. Окончательное разрушение Одеона и полное; его запустение в конце IV века н.э., очевидно, явилось следствием вторжения готов Алариха.

Театр (№ 16) имеет долгую и сложную историю строительства. Первая ее фаза (деревянная сцена, каменные сидения) датируется концом V века до н. э. В раннеэллинистическую эпоху были построены сценическая конструкция и новая орхестра. В I веке h.э. сидения чаши были сооружены заново, а кроме того добавлен проскений с колоннадами.

В III веке н.э. орхестра была переоборудована в арену для гладиаторских боев и травли зверей, а затем - в бассейн с водой. Стена, отделявшая арену от первых зрительских мест была украшена фресками с изображением гладиаторских боен. Забавная надпись спасенного львом Андрокла также находится здесь.

На квадратном участке к востоку от сцены на одной из плит пола сохранилась интересная латинская надпись, сообщающая о том, что Эраст, бывший "экономом" города, субсидировал это плиточное покрытие. Эраст известен из Посланий Павла "К римлянам" (XVI, 23).

К востоку от театра и Одеона обнаружены основания стены (№ 17), по всей вероятности, относившейся к территории теменоса Афины Халинитиды, на котором, согласно свидетельству Павсания, был установлен ксоан (истукан) богини.

Незначительные развалины (главным образом, основания колоннады), находящиеся на расстоянии около ЗОО метров к северу от театра, указывают на вероятное местонахождение Гимнасия. К северу от развалин Гимнасия рядом с городскими стенами находятся Асклепийони источник Лерны (N 5).

 

Храм Асклепия был тетрастильным, дорийским и сооружен в IV веке до н.э. Сохранились только выбоины от его фундаментов в скале. На этой же территории имеются следы более раннего культа (архаической эпохи). В начале римской эпохи храм Асклепия был восстановлен неким вольноотпущенником, имя которого сохранила надпись на части архитрава.

У входа на участок находится каменный ящик с прорезью для монет в верхней части. В ящике найдено 13 медных монет.

В Музее экспонируется много посвятительных даров из святилища Асклепия, представляющие собой изготовленные из глины части человеческого тела. Датируются они серединой IV века до н.э.

Позади западной стены участка храма Асклепия на более низком уровне находится квадратное здание; с портиками вокруг центрального двора. В восточной части здания находились три комнаты с ложами и столами для приема пищи. На втором этаже над этими комнатами находилось просторное помещение, в котором ожидали больные. Южный и западный портики ведут к резервуарам с водой, которые находятся перед четырьмя крупными резервуарами-накопителями, в которых собиралась поступавшая издали родниковая вода. В этом комплексе портиков и резервуаров усматривают источник Лерны, о котором Павсаний упоминает в связи со святилищем Асклепия.

Музей 

 

Археологический Музей Коринфа построен в 1931-1934 годах Американской Школой Классических Исследований. В 1934 году он официально передан Греческому государству . В 1950 году к восточному крылу здания сделаны пристройки. Музей Коринфа является одним из наиболее богатых и интересных Музеев провинциальной Греции. Благодаря его разнообразным экспонатам посетитель может воссоздать и заново пережить многовековую историю этого прославленного города, а также почти всей Коринфии и одновременно проследить этапы развития здешнего искусства от времен неолита до средневековья, уже на основании самих произведений искусства (от простейших предметов домашнего обихода до шедевров, видя перед собой периоды процветания, богатства и международного (для той эпохи) влияния Коринфа, а также периоды его упадка и запустения. Более внимательный посетитель сумеет также при осмотре экспонатов почувствовать особый характер коринфского искусства, отражающий  также и  особую  структуру  коринфского общества, сформировавшуюся в течение веков под воздействием климатических условий, географического положения, политической ситуации, иноземных влияний и других факторов.

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz